Еще вчера я чистил ковры на автомойке или как нельзя чистить ковры…

Всё чаще различные автомойки стали предлагать населению  услугу, им совершенно не свойственную  – стирку ковров. И люди, повинуясь плохо понятному порыву, несут и несут ковры на станции очистки транспорта! Чудеса да и только! Но почему именно туда? Чем отличается чистка ковра на станции мойки транспорта от  чистки  в условиях специально оборудованного цеха? Как правильно чистить и сушить ковры, и возможно ли это в специфических условиях автомойки?

Попробуем разобраться.

Как нельзя сушить ковры.

Пойдём от обратного, от  финальной части процесса чистки – сушки ковра. 

Во-первых, ковры нежелательно сушить в подвешенном состоянии, они могут изменить свою форму. Тому есть две причины:
Первая – это деформация под весом воды (если её в ковре много или он натуральный). Вес просто тянет нити основы.
Вторая – эффект памяти или эффект бигуди. В ковре могут быть натуральные волокна или клей высыхая в определённой форме, которые сохраняют её,  как волосы на бигуди. Результат – бугры, волны, «взлёт» краёв ковра.

Во-вторых, ковры нельзя сушить вблизи источников пыли и копоти – автодорог. Иногда к нам на перечистку привозят ковры, покрытые таким слоем дорожной пыли, что  можно выпачкать руки – редко, но бывает. А ведь это дорожная пыль,  в составе которой есть и продукты сгорания топлива, и частички асфальта, и резиновая пыль – это токсины и канцерогены! Никакой пылевой клещ не сравнится. Где тут логика, и почему люди разрешают так поступать со своими коврами – непонятно.

В-третьих, ковры нельзя сушить под прямыми солнечными лучами – выгорают красители.

В-четвёртых, ковёр нужно сушить быстро, иначе он начнёт источать дурной запах. На автомойке это возможно только с мая по октябрь – пока можно вынести на улицу, в помещении станций автомойки очень влажно, и внутри ковры просто гниют.

К сведению, в специализирующихся на чистке ковров цехах, сушка происходит на специальных стеллажах, столах или просто на горизонтальном полу, внутри цеха!  Вокруг ковра, обеспечивается циркуляция чистого воздуха, с оптимальной температурой и влажностью.

Как нельзя чистить ковры.

Коротковорсные ковры из синтетических нитей, изготовленные без клея и других влагостойких материалов – можно чистить хоть в тазу, хоть под струёй воды. Таких примерно 40%. Остальные можно чистить только специальными аппаратами и чистящими средствами. Неверная чистка может привести к порче.

Ковры, в составе которых присутствуют: джут, хлопок, лён, сизаль, вискоза, шелк, клей или нестабильный краситель – стирать самостоятельно или чистить в условиях автомойки  запрещено, вероятность порчи 95% .  Синтетические ковры, в состав которых включена шерсть, портятся значительно реже – примерно в 35-40% случаев.

Остальные ковры (100% синтетика) могут пережить чистку на автомойке относительно нормально, а могут и не пережить.  Ниже я приведу причины порчи ковров при такой чистке:

   1. Переувлажнение – приводит к раскисанию клея, выходу танина, деформации основы, линьке.
   2. Неправильная сушка – приводит к деформации, загниванию и повторному загрязнению.
   3. Воздействие высокого давления воды – приводит к раскручиванию нитей ворса и появлению неоднородностей.
   4. Воздействие горячей воды под давлением – усугубляет эффект переувлажнения и воздействия воды под высоким давлением плюс консервация белковых загрязнений.
   5. Использование препаратов предназначенных не для ковров – приводит к сжиганию ворса, появлению пятен, возникновению жесткости и липкости ворса, аллергическим реакциям, консервации широкого спектра загрязнений.

К тому же, никто никогда ни на одной автомойке не станет тестировать ваш ковер на возможность применения тех или иных препаратов и стабильность красителей.

Выбор технологии очистки дело очень сложное и требует знания,  как и из чего сделано изделие, и как с ним нужно обращаться. Фабрика чистки ковров №1, занимающаяся чисткой ковров и ковровых изделий, имеет в своём наборе более четырёх различных технологий чистки. Арсенал специалиста по чистке текстиля может достигать пяти-шести десятков разнообразных препаратов и полутора десятков  видов техники.

Результаты работы автомоек

Есть ли возможность хорошо и безопасно чистить ковры на автомойке? Возможно, что так, но в тех случаях, которые известны мне, все происходило совсем по-другому.

В одном шерстяной ковёр чистили с помощью аппарата высокого давления, беспощадно, струёй, вылетающей из сопла аппарата под давлением в полторы сотни атмосфер, заливали его водой и моющими растворами. В итоге ковёр переувлажнили, он слишком долго высыхал (а шерсть и так сохнет очень долго), в результате чего начал гнить. У ковра появился неприятный запах.

В другом известном мне случае  ковёр также промочили насквозь, результатом чего стали коричневые пятна танина, выступившего из джутовой основы ковра.

В третьем раскис клей и отстала фиксирующая полоса по контуру акрилового ковра.

Как-то раз к нам поступил очень странный звонок. Нужно было почистить отрез ковролина, находящийся на автомойке! Приехав для предварительного осмотра, мы оценили всю нелепость ситуации. Ковролин, для чистки которого приглашали нас, был взят на  чистку самими автомойщиками. Безнадёжно промокнувший, с отслаивающимся от основания ворсом (такое  иногда происходит, когда переувлажнённое изделие деформируют – гнут, складывают), на тротуарной плитке, в уличной грязи, обрывках травы и бог весть чего ещё, лежал  ковролин. Причиной, из-за которой вызвали нас, было огромных размеров иссиня чёрное пятно на одном из углов отреза. 
Как выяснилось, пятно было новоприобретённым,  возникло в результате аварии на самой автомойке и попадания на ковролин  химии для чернения резины!!! Ковролин был безнадёжно испорчен.

Рядом с ковролином, на табуретках и кирпичах, лежал ещё и матрац, по которому расплывалось пятно от «чистки». В довершение картины и, так сказать, для полноты художественного эффекта, на ещё чистую часть матраца с высоты своего птичьего полёта справил нужду пролетавший мимо голубь.

— К деньгам, — подумали мы.

Из всего этого  можно сделать вывод, что пребывая в близости с опасной для ковров химией, в условиях, не рассчитанных на чистку ковров, в помещении, где уровень влажности выше, чем в любом специализированном цехе, рядом с машинами и автодорогами, в руках людей, не прошедших специального обучения и не имеющих специальных знаний, ваш ковёр переживает смертельно опасное приключение, после которого его нужно хотя бы хорошо почистить.

P/S:
Уже после написания данной статьи история с коврами и автомойками получила неожиданное развитие. К нам в цех поступило сразу несколько ковров – жертв автомоек. Исходящий от них аромат цветущей плесени нас практически не удивил, но удивило другое – ворс ковров был повреждён струёй воды под высоким  давлением. Ворсинки, представляющие собой плотно скрученные нити из волокон материала, местами распушились и приобрели растоптанный, неоднородный вид. Повреждения такого рода встречались нам и ранее, но никогда до этого они не были так отчётливы, как в этот раз. По рисунку повреждений можно было отследить движение руки «мастера», превратившего ковёр в мокрую тряпку.

Довершал трагическую картину расслоившийся клееный край основы одного из ковров – последний «привет» с автомойки. Клиент, который принес ковер, сказал «Еще вчера, я чистил ковры на автомойке… Теперь не буду»

Берегите ковры!